Строго говорить о количественной стороне зависимости выхода хромосомных аберраций от дозы облучения на основании разобранного выше материала нельзя, потому что в большинстве случаев облучалась только часть тела, и ни на кровь, ни на кроветворные ткани дозы не рассчитывались, а все дополнительные факторы (время, условия облучения) варьировали. Как правило, при внешнем облучении доза давалась фракционированно, и при внутреннем — растянуто, поэтому трудно было определить радио- чувствительность хромосом. Хорошие дозовые кривые можно снимать при однократном внешнем облучении всего тела, начиная с ранних сроков после облучения. Таким материалом, правда небольшим, располагали Bender и Gooch (1966). Они обследовали трех лиц, облучившихся в дозах 12; 22,5 и 47 рад (гамма-лучи и нейтроны). В ранние сроки после облучения (4 часа — 2 недели) у этих лиц было обнаружено от 9 до 17% клеток с парными ацентрическими фрагментами, кольцами, дицентриками, перестроенными хромосомами.

Количество аберрантных клеток в культуре лейкоцитов может достигать иногда высоких цифр даже при местном облучении. Так, например, Millard (1965) обнаружил у больных, леченных по поводу семином и тератом местным облучением рентгеновыми лучами, до 38% клеток с хромосомными аберрациями (в контроле — 2%). При этом доза облучения на лимфатические узлы составляла от 3200 до 5000 р. Кровь исследовали сразу после курса лечения.

Анализ материала в целом позволяет сделать вывод, что цитогенетический эффект зависит от дозы, в какие бы сроки после облучения ни проводилось исследование, причем это касается как внешнего, так и внутреннего облучения.

Так, например, в работе Fischer с соавторами (1966) сравнивалась общая радиоактивность тела (после введения торотраста) и частота хромосомных аберраций в культуре лейкоцитов крови, взятой у пациентов. Радиоактивность их колебалась (в области печени и селезенки по Ві212) от 33 до 259 нанокюри. Частота клеток с хромосомными аберрациями, большинство из которых было двухразрывного типа, варьировала от 1 до 20% (в контроле — 0,1%). Статистическая обработка материала в целом показала, что имеется значительная корреляция между числом хромосомных разрывов и радиоактивностью тела.

Существует ли порог в образовании хромосомных аберраций после облучения? Даже при малых дозах (менее 1 р) находили повышенное число хромосомных аберраций (Соnеn и др., 1963). Вместе с тем при дозах: 0,02—0,08 р внешнего облучения и при диагностических дозах радиоактивного йода не обнаружено увеличения хромосомных аберраций по сравнению с исследованием до облучения (Schmickel и др., 1964; Bloom, Tjio,. 1964; Oishi, Pomerat, 1964; Cantolino и др., 1966). Очевидно, речь идет не о существовании порога в радиационном индуцировании хромосомных и. геномных мутаций, а в возможностях их выявления при облучении в малых дозах, поскольку в этих случаях необходимо исследовать большое число клеток. В зонах с повышенным естественным фоном радиации, где жители получают 1,5 рада в год, отмечено повышенное число хромосомных аберраций (Penna Franca и др., 1965).

Согласно расчетам, приводимым Н. П. Дубининым, при условии, что доза в 10 р удваивает частоту мутаций у человека, добавление к уровню» естественной радиации дозы в 1 р приведет к поражению наследственными аномалиями, в том числе связанными с хромосомными заболеваниями. 800 000 человек на 200 млн. в каждом будущем поколении. Для всего населения земного шара на каждые 2,75 млрд, человек повышение фона радиоактивности на Земле на 1 р будет приводить к появлению в каждом поколении около 10 млн. человек, отягощенных тяжелыми наследственными аномалиями (Н. П. Дубинин, 1963). Следует также учитывать, что хромосомные мутации, возникающие в соматических клетках, могут быть источником появления радиационных злокачественных новообразований, в том числе лейкозов.

В настоящее время в связи с широким использованием атомной энергии и освоением космического пространства изучение и оценка цитогенетических эффектов малых доз радиации у человека являются одной из наиболее важных биологических проблем.

Более разноречивые данные имеются в отношении оценки анэуплоидии при облучении in vivo и ее зависимости от дозы. Ряд авторов находит увеличение числа анэуплоидных клеток (а также полиплоидных) у облученных лиц, другие — нет.

Анэуплоидия в большинстве случаев обусловлена уменьшением числа хромосом. Данные разных авторов о частоте анэуплоидных клеток в значительной степени различаются как для необлученных,. так и для облученных лиц. Это позволяет думать, что в большинстве случаев обнаруженная у облученных лиц анэуплоидия не истинная, а «артефактная», т. е. связанная с потерей хромосом при приготовлении препаратов. Возможно, что у облученных лиц цитоплазма лимфоцитов менее устойчива к воздействию гипотонизации.

Работы по вопросу о количественной зависимости частоты хромосомных аберраций от дозы облучения крайне важны в связи с разработкой мер защиты от облучения и принципов биологической дозиметрии. Сопоставляя радиочувствительность хромосом при облучении in vivo и in vitro, некоторые авторы находят ее одинаковой (Norman и др., 1962) для лейкоцитов человека.

Bender и Gooch (1966) на основании тщательного обследования лиц, получивших смешанное облучение (гамма-лучи и нейтроны), в разные сроки после него и большого количества экспериментов с облучением крови in vitro предложили формулы для биологической дозиметрии. Коэффициенты этих формул, а возможно, и сами формулы должны быть уточнены. Пользоваться ими сейчас следует с большой осторожностью. Вместе с тем необходимо отметить, что проблема биологической дозиметрии имеет большое значение, и исследования в этом направлении перспективны.
 

close