Помимо всех описанных  хромосомных аберраций, у человека известны структурные перестройки, которые из-за трудностей анализа не представляется возможным отнести к какому-либо определенному типу. На основании морфологии перестроенных хромосом можно высказывать лишь общие соображения об их происхождении. Наибольший интерес в этой группе структурных мутаций представляют так называемые микроаномалии. Так как истинный способ возникновения микроаномалий пока определить невозможно, целесообразно классифицировать их по тому, каким образом они меняют морфологию хромосомы, т. е. если размер хромосомы или какого-нибудь ее компонента увеличивается, то микроаномалию можно условно принимать за дупликацию, хотя в действительности под ней может скрываться транслокация или даже, как полагают в некоторых случаях, может совсем не быть никакой структурной перестройки, а только «вариации» в спирализации того или иного участка. Хотя последнее предположение не может быть отвергнуто, в явных случаях его можно считать наименее вероятным.

Так как микроаномалии затрагивают очень небольшие участки хромосомы, они могут наблюдаться только там, где подвергшееся перестройке плечо хромосомы сопоставимо с размером перестроенного фрагмента.

Очевидно, поэтому микроаномалии обнаруживаются главным образом среди акроцентрических хромосом (в их коротких плечах) и выглядят как их делеция или дупликация. Такие аберрации были описаны у нормальных людей, у пораженных и их родственников и, что особенно важно, у больных с трисомией по акроцентрическим хромосомам и у их родственников.

В 1960 г. Tijo с сотрудниками обнаружил увеличенные спутники у 2 больных с синдромом Марфана. У одного из них были увеличены спутники на хромосоме из группы D, у другого на хромосоме из группы G. Авторы высказали предположение о причинной связи синдрома Марфана с увеличением спутничных районов. В пользу этого свидетельствует и характер наследования синдрома Марфана — аутосомный доминантный. Гетерозиготный носитель аберрантной хромосомы будет передавать ее половине своих детей точно так же, как гетерозигота по гену синдрома Марфана. Однако Handmaker (1963), исследовав 8 больных с синдромом Марфана, не нашел у них такой аномалии,

Ellis и Penrose (1961) обнаружили увеличенные спутники у трех членов большой семьи, в которой встречались различные врожденные аномалии, однако двое из трех носителей увеличенных спутников были здоровы. В 1962 г. Cooper и Hirschhorn обнаружили хромосомы с увеличенными спутниками в двух семьях. В первой семье у пробанда имелись некоторые признаки синдрома Дауна, одна из его G-хромосом имела увеличенные короткие плечи (или епутничные районы); такая же хромосома была обнаружена у двух нормальных сибсов пробанда и у их отца. Во второй семье у пробанда имелась G/G транслокация и эффективная трисомия по хромосомам 21-й пары; у него была классическая картина синдрома Дауна. У пробанда, его матери, ее отца и двух сибсов были обнаружены увеличенные епутничные районы на одной из D-хромосом. Авторы полагают, что аномальная D-хромосома обязана своим происхождением переносу фрагмента длинного плеча одной из D-хромосом на короткое плечо другой.

Schmid (1962) описал аберрантную хромосому из группы G, короткие плечи которой составляли примерно половину от длинных. Эта хромосома была обнаружена у мужчины, жена которого имела два выкидыша, и у отца этого мужчины. Фенотип обоих носителей совершенно нормальный. Н. С. Стонова с сотрудниками, исследуя кариотип спонтанного выкидыша, обнаружила добавочную хромосому из группы D с увеличенными короткими плечами.

Обследуя нормальных людей различного возраста, Court Brown с сотрудниками (1965) нашел у 9 из 438 («2%) акроцентрические хромосомы с увеличенными короткими плечами. Эти авторы предполагают, что найденные ими морфологические аномалии целиком объясняются вариациями в спирализации коротких плечей акроцентрических хромосом. Обследуя семьи носителей аберрантных хромосом, они обнаружили их и у родственников отобранных для обследования людей.

Starkman и Shaw (1967) нашли такие микроаномалии у 3 из 40 обследованных нормальных людей («8%). Возможно, такой большой процент аномалий является результатом малой выборки.

Такого же рода перестройки были обнаружены у больных с некоторыми симптомами хромосомных болезней и с трисомией по хромосомам 21-й пары с симптоматикой синдрома Дауна.

В 1964 г. Therkelsen сообщил о находке хромосомы с увеличенными спутниками у больного с синдромом Дауна, его матери и ее отца, т. е. деда пробанда (рис. 167).

Более полный материал по этой проблеме получен в результате массовых кариологических обследований больных с синдромом Дауна. Hamerton с сотрудниками (1965) обнаружил 3 случая увеличения коротких плеч и (или) спутничных районов на хромосомах группы G и два таких же — на хромосомах группы D среди 208 исследованных больных, что составляет примерно 2%. Эти результаты не отличаются от данных по нормальной популяции, полученных эдинбургской группой исследователей во главе с Court Brown.

Однако Edgrine с сотрудниками (цит. по Starckman и Shaw) в группе больных с синдромом Дауна получили значительно более впечатляющие цифры. Первые обнаружили 2 аномальные D-хромосомы и 3 G-хромосомы среди 73 обследованных больных («6,8%), а Starckman и Show — 4 аномальные D-хромосомы и 4 G-хромосомы среди 40 больных («20%).

Так как у Hamerton с сотрудниками выборка значительно превосходит две последующие, то вопрос о причинной связи микроперестроек с не- расхождением остается открытым, хотя аргіогі можно заключить, что такая связь должна существовать. Точно так же остается нерешенным вопрос о прямой связи подобных перестроек с симптоматикой хромосомных 

болезней. Если в случае, приводимом Reitalu с соавторами (1964), такая связь как будто существует, то в противоположность этим наблюдениям можно привести многие другие, например Chapelle с сотрудниками (1963)  когда у одного пораженного имелась аномальная хромосома, а у его сибса, также пораженного, был нормальный кариотип. Дальнейшие исследования должны пролить свет на эту проблему.

Анализ данных о хромосомных перестройках показывает, что у человека встречаются все или почти все структурные перестройки, известные для классических генетических объектов. Исключение составляют лишь те их типы, выявить которые не представляется возможным из-за методических ограничений, например парацентрические инверсии. Нет оснований полагать, что такие необнаружимые перестройки хромосом не возникают у человека.

Как правило, наличие аберрантного несбалансированного кариотипа, т. е. делеции и (или) дупликации, сопровождается различными отклонениями в фенотипе носителя. Что же касается носителей сбалансированного кариотипа, то отклонения в их фенотипе редки. Однако и в этих редких случаях мы не можем быть уверены, что в процессе перестройки не произошло микроделеции или микродупликации, а они могут вызывать отклонения в фенотипе носителя кариотипа, который на первый взгляд выглядит, как сбалансированный.

Разные типы хромосомных перестроек у человека обнаруживаются с различной частотой. Чаще других встречаются транслокации типа центрического соединения, реципрокные транслокации, делеции. Реже обнаруживаются инверсии и изохромосомы. Чаще других находят перестроенные хромосомы в группах В, D, Е, G, реже — в группах А, С, F. Следует помнить, однако, что частота, с которой хромосомные перестройки обнаруживаются у исследуемых субъектов, не обязательно отражает частоту их возникновения и даже их распространенность в общей популяции.

Основной практический интерес в изучении структурных перестроек хромосом у человека заключается в необходимости медико-цитогенетической консультации семьям, члены которых имеют перестроенный кариотип. Поэтому изучение каждой такой семьи должно включать, помимо кариологического исследования, генеалогический анализ. Рекомендации для каждого случая следует давать в первую очередь на основании анализа поведения перестроенных хромосом в этой семье. Только в том случае, если этих данных окажется недостаточно для заключения, можно делать вывод на основании экспериментальных данных, полученных в результате наблюдений над поведением перестроенных хромосом у модельных объектов, и на основании данных цитогенетического анализа в других семьях т. е. по аналогии.
 

close