Сравнение генотипов и их фенотипических проявлений в случаях нарушения полового развития у индивидуумов с отклоняющимся от нормы числом половых хромосом приводит к заключению, что различные отклонения от нормального состояния генов половых хромосом вызывают нарушения в половом и соматическом развитии.
Частичная или полная моносомия по Х-хромосоме приводит к уменьшению нормальной дозы генов, что в зависимости от локализации и размера делетированного участка хромосомы фенотипически проявляется в различных степенях недоразвития половых органов во время эмбрионального периода. Гемизиготное состояние аллелей Х-хромосомы способствует проявлению рецессивных признаков, а в случаях рецессивных деталей — ранней эмбриональной гибели, чем объясняется значительно меньшая частота рождения 45, X индивидуумов по сравнению с ожидаемой.
Сравнение генотипов частично или полностью моносомных по Х-хромосоме индивидуумов (45, X; 46, XXqi; 46, XXq—; 46, ХХр —) и генотипа нормальных женщин (46, XX) с их фенотипическими проявлениями показывает, что фенотипическим выражением моносомии по всей Х-хромосоме, ее короткому или длинному плечу является недифференцированный зачатковый тяж на месте нормального расположения яичников.
Задержка роста и наличие множества соматических уродств отмечается при 45, X генотипе; задержка роста и несколько меньшая частота соматических аномалий — при 46, XXq — генотипе, нормальный или высокий рост при почти полном отсутствии соматических аномалий — при 46, XXq— генотипе. Это приводит к заключению, что полная моносомия по короткому плечу Х-хромосомы ведет к задержке роста и множественным соматическим аномалиям. Меньшая частота соматических уродств в случае 46, XXq-генотипа (по сравнению с 45, X генотипом) свидетельствует о неполной инактивации длинного плеча Х-хромосомы, образующей половой хроматин, и обусловлена частичной моносомией по длинному плечу при полной моносомии по короткому плечу Х-хромосомы. Наряду с этим почти полная моносомия по длинному плечу Х-хромосомы при нормальном состоянии по короткому ее плечу ведет к полному отсутствию соматических уродств. Это позволяет сделать вывод, что короткое плечо Х-хромосомы инактивировано неполностью и содержит значительное количество активных генных локусов (Ferguson-Smith и др., 1964).
Сравнение нормального женского генотипа с генотипом 46, XXq показывает, что нормальное состояние аллелей короткого плеча Х-хромосомы обусловливает правильное соматическое развитие индивидуума, однако достаточно гомозиготного состояния всего лишь по нескольким аллелям в длинном плече для того, чтобы гонада осталась в недифференцированном состоянии.
Задержка роста и наличие экстрагенитальных признаков синдрома Тернера у лиц с мужским фенотипом, имеющих морфологически нормальную или делетированную Y-хромосому, позволяют предположить существование гомологичных локусов в коротком плече Х-хромосомы и в длинном плече Y-хромосомы. Подтверждением такого предположения является конъюгация Y-хромосомы и короткого плеча Х-хромосомы в процессе мей- оза (Ferguson-Smith и др., 1964). Мужской фенотип у таких индивидуумов является следствием действия генов хромосомы, детерминирующих развитие тестикулярной ткани. В зависимости от степени делеции Y-xpo- мосомы и от количества детерминирующих мужской пол генов, включенных в делегированный фрагмент, зависит степень развития гонадальной ткани у этих субъектов. Небольшие делеции или мутации одного из гомологичных локусов половых хромосом могут приводить к появлению экстрагенитальных признаков синдрома Тернера и задержке роста при 46, XX или 46, XY генотипе (Steiker и др., 1961).
Полисомия по половым хромосомам, как нормальным, так и структурно измененным, в отличие от моносомии ведет к увеличению нормальной дозы генов, детерминирующих нормальное развитие пола, что, однако, почти не отражается на нормальном формировании половых органов в эмбриогенезе. Половые органы как у женщин, так и у мужчин с полисомией по половым хромосомам сформированы правильно.
Увеличение числа Х-хромосом вплоть до 5 у фенотипически женщин мало отражается на развитии вторичных половых признаков и функционировании яичников (нормальный овариальный цикл и сохранение детородной функции в большинстве случаев). Увеличение числа Х-хромосом у фенотипически мужчин ведет к значительным отклонениям в развитии вторичных половых признаков, что обусловлено неполноценностью в функционировании тестикул у этих индивидуумов. Степень тестикулярной неполноценности постепенно нарастает с увеличением числа Х-хромосом.
Незначительное отличие гистологической картины тестикул у больных с синдромом Клайнфельтера до наступления полового созревания от гистологической картины тестикул у детей того же возраста указывает на вторичный характер этих изменений и возникновение их в период полового созревания.
Нормальное формирование половых органов в период эмбрионального развития свидетельствует о нормальном функционировании Y-хромосомы у этих индивидуумов, а также о том, что избыточные Х-хромосомы у лиц € мужским фенотипом способствуют вторичному поражению тестикул, сопровождающемуся в дальнейшем недостаточностью их функции. Значительно меньше (по отношению к норме) отклонение женского фенотипа в отличие от мужского при равном увеличении числа Х-хромосом свидетельствует о значительно меньшем фенотипическом эффекте одной и той же дозы гена на женский организм, чем на мужской. Подобное отличие, вероятно, связано с различными степенями нарушения генного соотношения между половыми хромосомами и аутосомами, а также с разным влиянием одной и той же дозы гена на нормальное состояние аллелей женского (46, XX) и мужского (46, XY) генотипов.