В настоящее время относительно лейкозов (ретикулозов в целом) существуют две точки зрения: одни гематологи рассматривают их как заболевания опухолевой природы, возникающие в результате соматической мутации в одной кроветворной клетке и распространяющиеся путем метастазирования, другие считают, что лейкемический процесс возникает в результате патологического аутохтонного (повсеместного) роста из ретикулярных клеток.

Гипотеза аутохтонности и первичной системности лейкемического процесса является в основном умозрительной и основана главным образом на наблюдаемом при лейкозах диффузном разрастании патологических клеток в костном мозгу и других тканях. Гипотеза соматической мутации, которую еще в 1914 г. выдвинул Воѵегі (1914), в последние годы получила подтверждение благодаря не только новым данным об увеличении частоты лейкозов среди лиц, подвергавшихся воздействию различных мутагенных факторов, но и обнаружению хромосомных аномалий в патологических клетках.

Роль ионизирующей радиации и некоторых химических веществ в возникновении лейкозов в настоящее время не вызывает сомнений. Заметное увеличение частоты острого лейкоза и хронического миелолейкоза наблюдается как среди лиц, подвергшихся облучению при атомных бомбардировках в Хиросиме и Нагасаки, так и среди больных, получавших лучевую терапию или радиоизотопы по поводу различных заболеваний. Случаи заболевания острым лейкозом отмечены также у лиц, имевших контакт с некоторыми химическими веществами.

Факторы, которые способны привести к развитию лейкоза, по-видимому, могут быть самыми разнообразными (ионизирующая радиация, химические вещества, вирусы и др.). Большинство из них являются мутагенами, способными индуцировать генные и хромосомные мутации. Однако от момента воздействия мутагенного фактора до развития злокачественного новообразования (например, в случае лейкоза от облучения) нередко проходит продолжительное время, иногда исчисляемое годами. Первичные генные или хромосомные мутации, очевидно, не всегда сразу приводят к бластомной трансформации клетки, но, вероятно, нарушают ее генный баланс и предрасполагают к повторным мутациям, которые в конечном счете могут привести к злокачественному перерождению.

Способность мутировавших клеток к злокачественному перерождению подтверждается увеличением частоты рака и лейкозов не только среди лиц, подвергавшихся воздействию мутагенных факторов, но и среди индивидуумов с такими врожденными дефектами, обусловленными хромосомными аномалиями, как болезнь Дауна, синдромы Тернера и Клайнфельтера и др.

Хромосомные нарушения, обнаруживаемые при лейкозах, являются своеобразными маркерами клона патологических клеток. При хроническом миелолейкозе таким маркером является филадельфийская хромосома, при других ретикулозах — анэуплоидные или псевдодиплоцдные линии клеток.

Лейкозам, как и злокачественным опухолям, свойственна опухолевая прогрессия, ведущей особенностью которой является нарастающая малигнизация. В основе опухолевой прогрессии лежит нестабильность генотипа злокачественных клеток, которые в результате последовательных повторных мутаций приспосабливаются к меняющимся условиям существования, приобретают устойчивость к цитостатическим и гормональным препаратам. Это приводит к отбору и развитию в организме новых, более злокачественных, клонов клеток, нечувствительных к ранее эффективным цитостатическим препаратам.

Таким образом, если на первых этапах своего развития многие лейкозы протекают относительно спокойно и могут контролироваться в ряде случаев применением тех или иных цитостатических и гормональных препаратов, то в дальнейшем наступает фаза резистентности и повышенной мутабилъности патологических клеток.

Роль повторных соматических мутаций в опухолевой прогрессии при лейкозах подтверждается клиническими и цитогенетическими наблюдениями. Наглядным примером может служить изменение кариотипа патологических клеток в период «властного криза» хронического миелолейкоза. Появление новых клонов клеток в этой фазе хронического миелолейкоза сопровождается тяжелой клинической картиной заболевания и отсутствием повторных ремиссий под действием одного и того же цитостатического препарата.

close