После того как Lejeune, Turpin и Gautier обнаружили лишнюю хромосому при синдроме Дауна, в медицину вошло новое понятие — хромосомопатии, или хромосомные болезни. Существующая в медицине «жажда познания этиологии», если можно так выразиться, требовала своего утоления, что привело к лавинообразному нарастанию сведений об аномалиях хромосом при самых различных заболеваниях и патологических состояниях.
Современное положение в цитогенетике человека можно сравнить с той ситуацией, которая возникла в медицине с открытием микроорганизмов как этиологического фактора. Исследование микрофлоры при самых различных заболеваниях принесло множество ценнейших сведений. «Микробиологическая эра» в патологии развивалась, проходя примерно через такие же этапы, через которые проходит сейчас медицинская цитогенетика. Широкий поиск, «охота за микробами», систематизация добытых сведений, выявление факторов первичных, действительно причинных, и факторов вторичных, сопутствующих или осложняющих патологический процесс, — вот основные стадии в развитии почти каждой новой этиологической концепции. В отношении хромосом человека мы сталкиваемся с таким же явлением — огромное количество работ посвящено изучению хромосом в случаях заболеваний явно нехромосомных или наследственных заболеваний с хорошо изученной генетикой и т. д.
Иными словами, идет настоящая «охота» за новыми хромосомными аберрациями, еще не описанными у человека.
В результате этой «охоты» накопился уже значительный материал, требующий хотя бы предварительной систематизации.
Прежде всего возникает вопрос об определении самого понятия «хромосомная болезнь». Наиболее простым и вместе с тем достаточно полным кажется нам определение: болезнь, причиной которой является нарушение в числе или структуре хромосом. Следует сразу же отметить, что, строго говоря, речь идет не о болезнях, а о состояниях, так как непременным атрибутом болезни является процессуальность, т. е. закономерная смена симптомов и синдромов во времени. Болезнь имеет продромальный период, начало, стадию полного развития и исходное состояние. К этому виду патологии больше подходит название патологическое состояние, или аномалия. Однако это противопоставление условно. Принято говорить, что совокупность признаков, характеризующих трисомию хромосомы 21, является конституциональной, врожденной, аномалией на том основании, что эти признаки непрогредиентны. При этом не следует забывать, что во всех таких случаях мы имеем дело с исходом процесса, который начался в момент образования зиготы с аномальным набором хромосом. Иными словами, врожденные аномалии развития, обусловленные нарушениями кариотипа, отличаются от болезней в обычном понимании резким сдвигом процессуальной фазы во времени. Процессуальная фаза в данном случае проходит во время эмбрионального развития. В силу этих соображений нам представляется возможным употреблять термин «хромосомные заболевания» при полном осознании его своеобразия.
Современная международная классификация заболеваний не предусматривает места для такого рода патологии. Имеется близкая категория— пункт XXII — врожденные аномалии, однако ряд хромосомных заболеваний, особенно те, которые были выявлены до «хромосомной эры», включаются в другие рубрики, например синдром Шерешевского — Тернера, синдром Клайнфельтера, впервые описанные в эндокринологической клинике, относятся к болезням эндокринной системы.
В микробиологии существует «правило Коха», которое заключается в том, что микроорганизм лишь в том случае считается возбудителем заболевания, если он:
1) выделяется во всех типичных случаях данного заболевания,
2) имеет вполне определенную морфологию и физиологические свойства,
3) при введении животному вызывает сходное заболевание.
Подобно этому, в области медицинской цитогенетики могут быть предложены сходные критерии. Заболевание является хромосомным, если во всех типичных случаях находят одно и то же нарушение кариотипа. Этот критерий требует выяснения вопроса о соотношении фенотипа и кариотипа, и именно это обстоятельство, как мы увидим при последующем изложении, вносит существенные затруднения в классификацию хромосомных заболеваний.
В качестве основных критериев, которые могут лечь в основу классификации хромосомных болезней, мы предлагаем вслед за Lejeune такие:
1. Заболевания, связанные с излишком генетического материала (полисомия, полиплоидия, дупликация).
2. Заболевания, связанные с утратой части генетического материала (нулисомия, моносомия, делеция).
3. Заболевания, связанные с перестройкой хромосомного материала (транслокации, рекомбинационная анэусомия).
Классификация хромосомных заболеваний должна учитывать также временной критерий. Этот критерий предполагает знание того, на каком этапе развития индивидуума произошло нарушение хромосом.
В соответствии с этим различают гаметические или тотальные аберрации, захватывающие все клетки организма в связи с тем, что он возник из аномальной зиготы, в формировании которой принимала участие гамета с хромосомной аномалией.
Наряду с ними существуют и патологические состояния, обусловленные мозаицизмом, т. е. измененные хромосомы имеются только в части клеток организма. Степень охвата мозаицизмом будет зависеть от того, в какой стадии онтогенеза произошла хромосомная мутация. В случае гетерокариотических однояйцевых близнецов хромосомная аномалия возникает на стадии 2 бластомеров, в одном из них, вследствие чего один из близнецов является тотальным аберрантом, а другой может быть совершенно здоровым. В других, полярных, случаях хромосомная мутация затрагивает лишь небольшой клон клеток, что имеет место, например, при раке, в частности при хроническом миелолейкозе. Иногда мозаицизм и наличие клонов с аберрантным кариотипом относят к категории приобретенных хромосомных аномалий, подчеркивая тем самым отличие от гаметических аберраций.
Однако самое первое подразделение, в пределах которого уже производится классификация по указанным выше признакам, основано на делении всего кариотипа на систему аутосом и систему половых хромосом (или гоносом по Лежену). В связи с этим различают заболевания, связанные с аберрациями аутосом, и заболевания, связанные с аберрациями половых хромосом.
Прежде чем перейти к описанию конкретных форм, следует отметить, что в то время как некоторые хромосомные заболевания были давно выделены клиническими средствами — болезнь Дауна, синдром Шерешевского — Тернера, синдром Клайнфельтера, другие были выявлены только при помощи цитогенетических методов — синдром D-трисомии и Е-трисомии, синдром делеции короткого плеча хромосомы В, синдром трипло-Х и др.
Это обстоятельство определяет некоторый разнобой в наименовании хромосомных заболеваний.
В настоящее время выделены следующие хромосомные синдромы: синдром Di-трисомии, синдром Еі-трисомии, синдром Gi-трисомии (болезнь Дауна), синдром делеции короткого плеча одной из хромосом В (синдром «кошачьего крика» — «сгі du chat syndrome»); на грани выделения в самостоятельную единицу стоит синдром делеции короткого плеча хромосомы 18. Хотя описаны аномалии и других хромосом у живых лиц, симптомы этих аномалий столь непостоянны, что выделять их в самостоятельные единицы еще преждевременно. Случаи делеций некоторых хромосом, транслокаций и кольцевых хромосом варьируют по клинической симптоматике от индивидуума к индивидууму, и некоторые в силу своей уникальности являются настоящими «идиопатиями», свойственными только данному индивидууму. В ходе развития цитогенетики человека кариологическому исследованию было подвергнуто большое количество врожденных аномалий, как изолированных, так и системных (оро-дигито-фациальный синдром, синдром Штурге — Вебера, врожденные пороки сердца и пр.). Цитогенетическое исследование таких заболеваний показало либо наличие нормального кариотипа во всех исследованных случаях, либо непостоянные и неоднотипные аномалии. В этой главе мы опишем уже достаточно хорошо изученные хромосомные синдромы и те синдромы, которые более тщательно изучались цитогенетически.